ШКОЛЬНАЯ СУББОТА: ОТ ИДЕИ ДО ВОСПОЩЕНИЯ







Уважаемые классные руководители! 

Данный раздел содержит методические разработки педагогов для организации и качественного проведения шестого школьного дня, а также нормативное правовое обеспечение организации шестого школьного дня.







  • Опыт работы учреждений образования
    Государственное учреждение образования «Гимназия №7 г. Минска»
    Государственное учреждение образования «Гимназия №10 г. Минска» 
    Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Жабинки" Брестской области 
    Государственное учреждение образования "Чепуковская детский сад - средняя школа Миорского района" Витебской области
    Государственное учреждение образования "Коссовская средняя школа" Ивацевичского района Брестской области
    Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Орши»


    внеклассное мероприятие
    «Добрым быть
    совсем-совсем непросто»

    ПОДГОТОВИЛА
     Конопелько Татьяна Сергеевна


    Цели:
    ü   формировать в сознании детей понятие «доброта»;
    ü   расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;
    ü   развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
    ü   пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте,
    ü   воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
    Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

    Ход мероприятия

    1.            Орг. момент
    - Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и пусть наше занятие пройдёт с хорошим настроением и улыбкой на устах.
    2.            Введение в тему.
    - Нашу беседу хочу начать с одной притчи.
    «Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
    – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
    – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, ложь, зависть, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
    – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но, какой же волк побеждает в конце?
    Старый индеец едва заметно улыбнулся:
    – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
     - О каких двух волках говорил старый индеец? (О добре и зле)
         Добро и зло - это главные, основные понятия морали (нравственности). Все что помогает человеку и природе, идет им на пользу - добро. Что вредит этому - зло. Высшее проявление добра: мир и любовь к Родине, к матери, другим людям, близким и далеким, к живым и мертвым, к делу, природе и др. Высшее проявление зла - война, убийство. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок - крупица Зла, от которого становится темно и страшно.
    Чтение стихотворения "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич
    Обидное слово, обидное слово!
    Как больно ударить умеет оно!
    Змеёй ядовитой ужалить готово,
    Ужалит - и станет на сердце темно.
    И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
    И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
    Хотя миновала уж ссоры гроза,
    Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
    Послушай совета, мой милый ребёнок,
    Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
    Хорошее только старайся творить
    И слов унизительных не говорить.
    - Случается, что все мы говорим грубые слова. О чем надо подумать или что надо сделать, если уже сказал грубость?
    - Что надо вспомнить, когда хочется сказать или уже сказал грубое слово?
          Что такое зло?  И  что такое добро? Распределите эти качества на две группы
    Безразличие                                                      Милосердие
    Агрессивность                                                  Любовь
    Ненависть                                                         Сострадание
    Зависть                                                              Сочувствие
    Предательство                                                  Сопереживание
    Равнодушие                                                      Забота
    Хамство                                                            Внимательность
    Эгоизм                                                              Отзывчивость
    Обман                                                               Справедливость
    Неуважение                                                      Бескорыстие

    Доброта.  Именно о ней сегодня пойдет речь. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, по­лезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, ка­кими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их. "Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
    Прикоснись ко мне добротой,
    И болезни смоет волной,
    И печаль обойдет стороной,
    Озарится душа красотой...
    Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»?
    Словарь:
    В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное.
    Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
    Доброта – это свет души, освещающий пространство вокруг человека лучше самого сильного фонаря.
    Доброта – это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела.
    Доброта – это позитивное отношение к окружающему миру и отсутствие злопамятности.
    Тест «Добрый ли ты человек?»

    Напротив каждого вопроса поставить один ответ:  «да» или «нет».
    Вопросы:
    1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным? (да - 1)
    2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику? (нет - 1)
    3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре? (да - 1)
    4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение? (да - 1)
    5. Часто ли ты используешь злые шутки? (нет - 1)
    6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность? (нет - 1)
    7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует? (да - 1)
    8. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь? (нет - 1)
    9. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? (да - 1)
    10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности? (да - 1)
    11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей? (нет - 1)
    Подсчет очков.
      Одно очко за «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 9, 10.
      Одно очко за «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 11.
    Результаты.
    Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять своей добротой.
    От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
    Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
    3.            Работа над темой мероприятия
    Какие пословицы о добре вы знаете? Работа в группах. Каждой группе необходимо собрать пословицы.
    1 группа
    Кто любит добрые дела,
    тому и жизнь мила.
    Злой не верит,
    что есть добрый.
    Без добрых дел
    нет доброго имени.

    2 группа
    На добрый привет -
    добрый ответ.
    Жизнь дана на -
    добрые дела.
    Не одежда красит человека,
    а его добрые дела.

     3 группа
    Добрые слова
    дороже богатства.
    Доброе слово лечит,
    а злое калечит.
    Худо тому,
    кто добра не делает никому.

    - Как вы понимаете смысл этих пословиц?
    - А из каких кирпичиков, каких частей состоит доброта? Сколько надо сделать шагов, чтобы придти к доброте?
    Первый шаг – это добрые слова.
    - Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу  вас помочь мне.   Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы  будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
    - Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
    - Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
    - Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

    Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
    Следующий шаг – это качества, в которых спряталась доброта.
    Я начинаю, предложение, а вы его заканчиваете.
    добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
    добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
    доброжелательный - желающий добра
    добропорядочный – человек, на которого всегда и во всем можно положиться
    добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
    добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
    А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие, отвага, помощь, порядочность, бескорыстие, самопожертвование, чуткость.

    Следующий шаг – улыбка.
    Я думаю, вы согласитесь со мной: если к че­ловеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. И к нам в гости пришла улыбка. Она такая доб­рая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я сейчас по­дойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний игрок должен снова передать улыб­ку мне.
    Звучит  клип на песню  В. Шаинского  «Улыбка».

    Физминутка «Море волнуется…»

    Следующий шаг к доброте – доброе сердце.
    Ученик читает стихотворение М. Садовского «Доброе сердце».
    Я как-то в дом принес щенка.
    Бездомного бродягу,
    Чтоб подкормить его слегка,
     Голодного беднягу.
    -Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
    он поживет немножко,
    в глазах его такая грусть!
    Найдется супа ложка...
    Я во дворе нашел потом
    Котенка чуть живого,
    Его принес я тоже в дом,
    Сказала мама снова:
    -Ну, что ж, - она сказала, - пусть
    он поживет немножко,
    в глазах его такая грусть!
    Найдется каши ложка...
    Я под гнездом нашел птенца,
    Над ним вороны вились,
    Я спрятал в шапку сорванца,
    Мы с ним домой явились.
    - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
    он поживет немножко,
    в глазах его такая грусть!
    Найдется хлеба крошка...
    Однажды я принес ежа,
    Ужа и черепаху,
    И заяц в нашу дверь вбежал,
    Наверное, со страху.
    Сказала мама: - Пусть живут -
    в квартире так чудесно,
    а если потесниться, тут
    и нам найдется место!
    Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуж­дения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляй­те участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
    И если кому-то поможет
    Твоя доброта, улыбка твоя,
    То день не напрасно был прожит,
    Значит, живешь ты не зря.
    Слайд-шоу «Эти забавные животные»

    Следующий шаг к доброте – добрые дела и поступки.
    Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо всегда и во всем быть полезными людям.

    Тётя Сима попросила
    Слазить Костю на чердак.
    - Извините, тётя Сима,
    Я вам вовсе не батрак.
     Коля ссорится с друзьями,
    В ход пускает кулаки.
    У задиры под глазами
    Не проходят синяки.
    В поезд входят три юнната:
    - Ух, народу сколько тут!
    Занимай места, ребята,
    А то бабушки займут!
    Говорит лентяйка мать:
    - Убери свою кровать!
    - Я бы, мама, убрала,
    Только я ещё мала.

    Петя ловко ловит рыбу,
    Может лодки мастерить.
    Только "здравствуй" и "спасибо"
    Не умеет говорить.
    Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
    Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь? 
    1.     Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 
     2.     Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит) 
     3.      Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда) 
     4.      Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 
    5. Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка)
    - Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)
    - Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

    4.            Итог мероприятия. Рефлексия
    Правила доброты
    ·                Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду;
    ·                Прощать ошибки других;
    ·                Не жадничать;
    ·                Не завидовать;
    ·                Жалеть других.
    ·                Помогай другу в беде.
    ·                Умей с другом разделить радость.
    ·                Не смейся над недостатками друга.
    ·                Останови друга, если он делает что-то плохое.
    ·                Умей принять помощь, совет.
    ·                Не обманывай друга.
    ·                Относись к другу как к себе.
    ·                Умей признавать свои ошибки.
        Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

    Изготовление коллажа.
    Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко.
    (прикреплён  круг от солнца) Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.
    Вам  нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и написать их на ладошках, которые будут символизировать лучики нашего солнышка.
    Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, должны петь птицы, летать бабочки, цвести сады,  потому что природа тоже радуется доброте.
    Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось.  И если  люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все  на земле будут весёлыми и счастливыми. 
    Сегодня на нашем мероприятии мы делали с вами шаги к доброте. Подведите итог, чтобы стать добрым человеком, что вы для этого будете делать?
    (приём: «Живой микрофон»: каждый говорит, что он сделает, чтобы стать добрым.  На фоне песни «Дорогою добра».)
    -  В народе говорят:
    Добрые слова – корни,
    Добрые мысли – цветы,
    Добрые дела – плоды,
    Добрые сердца – сады.
    Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
    Я желаю вам всего самого доброго, чтобы к вам относились по- доброму, и чтобы вы всегда были открыты добру. Д.С.Лихачев сказал: "Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только "исходные данные" выбраны вами правильно" Наше мероприятие подходит к концу. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.









    Кто любит добрые дела,
    тому и жизнь мила.
    Злой не верит,
    что есть добрый.
    Без добрых дел
    нет доброго имени.

    На добрый привет -
    добрый ответ.
    Жизнь дана на -
    добрые дела.
    Не одежда красит человека,
    а его добрые дела.

    Добрые слова
    дороже богатства.
    Доброе слово лечит,
    а злое калечит.
    Худо тому,
    кто добра не делает никому.



    Тест «Добрый ли ты человек?»

    1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным?
    2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
    3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
    4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
    5. Часто ли ты используешь злые шутки?
    6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
    7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
    8. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
    9. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
    10. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
    11. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий