ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ: ИЗУЧАЕМ МИРОВОЙ ОПЫТ


ОТКРЫВАЯ ГОРИЗОНТЫ: 

ВЕСЬ МИР В ТВОИХ РУКАХ!


ИЗУЧАЕМ МИРОВОЙ ОПЫТ
Уважаемые коллеги! 
В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. 
Данная страница блога позволит вам познакомиться с системами образования и опытом работы других стран.


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ 
В АВСТРИИ



Ошибочно считается, что школа в Австрии намного сильнее российской. На деле же существенной разницы между выпускниками не ощущается, другое дело признание дипломов. Согласно соглашению стран, входящих в состав Европейского союза, дипломы вузов Австрии не нуждаются в подтверждении, тогда как российский диплом и аттестат придется подтвердить прохождением специальной комиссии. И это одна из множества общеизвестных причин, почему многие предпочитают ехать за образованием в эту, бесспорно, развитую и достаточно интересую, страну со сложной историей.ступени образования в Австрии

Ступени образования в Австрии

В целом обучение в Австрии строится на системе, достаточно привычной россиянам и включает два этапа:
  • начальный – это первые четыре года младшей школы;
  • и основной – средняя школа в Австрии предполагает прохождение 5 или 8 классов, к этому этапу относятся гимназии и школы со специальным уклоном.
Дошкольные учреждения страны к системе образования никакого отношения не имеют и приравниваются к няням.
Вариантов мест получения высшего образования в стране три:
  • университеты;
  • колледжи;
  • специализированные высшие школы (практические).
По окончании обучения в школе каждый ученик сдает экзамен, с результатами которого и аттестатом он уже может подавать документы на получение высшего образования в любом удобном ему формате по выбранной специальности.дошкольное образование в Австрии

Дошкольное образование в Австрии

Дошкольное образование в Австрии практически идентично российскому. В возрасте трех лет ребенка можно отдать в государственный или частный детский сад. В старших группах садика детей готовят к поступлению в школу, но их не учат основам чтения и письма, в частных учреждениях в программу может входить изучение языков, танцы и занятия музыкой, не более. Дошкольные учреждения все полностью платные, а посещение их не навязывается, ибо они не включаются в школьное образование в Австрии.
Для иностранных детей организованы специальные учреждения, где детки в игровой форме смогут выучить немецкий язык

Школьное образование в Австрии

Начинается для детей обучение в школе в Австрии с шести лет. Учатся в начальной школе полных 4 класса. Государственные и частные школы Австрии начального типа делятся на три подвида: классическая школа, народная и школа для детей, нуждающихся в специальной программе, иными словами – специальная школа. В школе дети могут выучить два иностранных языка.школьное образование в Австрии
По окончании первых четырех классов родителям десятилетнего ребенка предлагается определить его дальнейшее будущее. На выбор им предоставляется вариант обычной пятилетней школы или средней общеобразовательной, в которой чаду предстоит провести за партой восемь лет.
Пятилетний же курс, называемый по некоторым источникам ускоренным профессиональным, подразумевает профильную подготовку учеников. По окончании пяти классов общей школы можно перейти в гимназию для дальнейшего образования.
В школах Австрии так же работает группа продленного дня. Работы таких групп делятся на две части:
  • учебная;
  • внешкольная.
Организация школ и групп с продленкой возможно только при достаточном финансировании и количестве заявлений от родителей учеников (не меньше 7).
Русская школа в Австрии базируется на общеобразовательной системе. Для неграждан обучение в школе платное, стоимость его от 100 долларов за год обучения. Для поступления в школу родители ребенка должны предоставить переведенные и заверенные документы на ребенка, в перечень которых обязательно входит свидетельство о рождении, справка об уже полученных знаниях и медицинская справка.
Система образования в Австрии подразумевает деление академических средних школ на обычные гимназии, гимназии с упором на науку и с упором на обеспечение домашнего быта. Последние еще называются «бытовыми».
Независимо от того, какой из типов гимназий ученик закончил, после выпуска ему предлагается пройти профильное обучение в высшей средней школе, длящееся 4 года. За это время ученик подготавливается непосредственно для поступления в вуз выбранного профиля. В колледжи в Австрии и университеты страны принимают исключительно тех абитуриентов, кто успешно сдал экзамен на зрелость и имеет аттестат о полном среднем образовании.высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии

Медицинское образование в Австрии, как и другие ветки высших школ страны, всегда держатся в середине рейтингов качества вузов в Европе.  Главные вузы в предоставлении образования в области медицины это:
  • Медицинский Университет в Граце;
  • Венский Медицинский Университет;
  • Медицинский Университет в Инсбруке.
Так как медицинское австрийское образование получило большую популярность, вузы ввели более строгие вступительные испытания, так же ограничился прием студентов из других стран. К примеру, студенты третьих стран получают только 5% от общих мест в вузе.
Бесплатное обучение в Австрии имеют право пройти в высшей школе все граждане, но только в университетах, находящихся в ведении местного Министерства науки и спорта, или Публичных университетах. Иностранные граждане вправе рассчитывать на бесплатное высшее образование в Австрии только в случае наличия гранта или стипендии, выданной одним из многочисленных европейских и американских фондов поддержки учащихся. На сегодня в стране действуют 23 аккредитованных государственных и более десятка частных высших учебных заведений, предлагающих достаточно обширный выбор образовательных программ.
Всего уровней высшего образования в стране три:образование для русских в Австрии
  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.
Обучение во всех типах австрийских высших школ строится в основном не на практике, а на базе теоретических знаний. В частных университетах в Австрии обучение ведется на английском языке. Для жителей бывших советских республик в стране даже существуют специальные курсы по быстрому освоению языка, абитуриентам местных вузов на обучение на курсах предоставляются внушительные скидки. К примеру, можно пройти курс по изучению немецкого языка при Венском университете на подготовительном факультете. Курс длится 2 семестра.
Студенты австрийских вузов сами продумывают для себя программу получения знаний. Им предоставляется возможность выбирать дисциплины, которые бы им хотелось изучить, также можно самостоятельно определять тему дипломной работы и срок сдачи экзамена. Потому, как правило, реальная длительность получения той или иной степени обычно превышает стандартные сроки в несколько раз.

Как русскому поступить в австрийский вуз?

Чтобы поступить в Австрию, точнее в один из многочисленных вузов страны, нужно подготовить классический пакет документов:образование для иностранцев в Австрии
  • паспорт;
  • сертификат и диплом полного среднего образования (11 классов для России);
  • диплом о первом образовании, если таковой имеется;
  • медицинская справка;
  • справка, подтверждающая льготы или предполагающая их предоставления.
Все вышеперечисленные бумаги должны быть переведены на английский язык и заверены нотариально. Их следует отправить в выбранное учебное заведение не позднее чем за квартал до начала семестра.

Обучение в Австрии для русских платное, при отсутствии грантов и стипендий. Стоимость обучения в Австрии, в зависимости от вуза и специальности, варьируется в пределах 5–7 тысяч евро. В половину этой стоимости обойдется проживание в стране в течение этого времени. Для студентов, в том числе приезжих, выделяется место в общежитии, не включающее питание. Лучшие студенты могут рассчитывать на стипендии, но размер их небольшой.
Подробнее: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/avstrija/




Образование США отличается высоким уровнем просвещения, масштабной популярностью американских дипломов, безупречностью английского языка и наличием блистательных возможностей устройства на работу не только в стране процветания и безграничных реальностей, но и в различных уголках мира. Американская образовательная система знаменита своей многообразностью. Доказательством этому является:
  • наличие многоуровневой системы образования в США, в основу которой положен возрастной принцип;
  • разнообразие школ со своими особенными программами обучения, содержанием и методикой образования, традициями и философией (от частной школы до учреждения государственного типа);
  • существование множества центров приобретения высшего образования, привлекающих студентов со всего мира по причине высокого рейтинга.
    ступени образования в США

Схема получения образования

Несмотря на отсутствие единой государственной системы образования и определение ее структуры каждым штатом в отдельности обучение в Америке имеет многоступенчатый характер. Образовательную систему страны составляют:
  • учреждения дошкольного типа для воспитания детей в возрасте от 3 до 5 лет;
  • начальная школа, включающая 1-8 классы, занимающаяся обучением детей с 6 до 13 лет;
  • средняя школа (возраст 14-17 лет), принимающая учащихся в 9 класс и выпускающая их после окончания 12 класса с получением диплома об окончании средней школы;
  • высшая школа, которую представляют колледжи с двухгодичным сроком обучения и получением базового образования, и колледжи и университеты, где студенты учатся 4 года и получают степень бакалавра;
  • магистратура, дающая возможность продолжить образование с получением возможности присвоения ученой степени магистра (срок обучения 2 года);
  • завершающая ступень обучения сроком от 3 до 6 лет, ведущая к получению степени доктора философии.
    дошкольное образование в США

Подготовка детей к школе

Привитие интереса к учению, развитие способностей ребенка, формирование его как личности  – основные задачи дошкольного образования в США, которое представлено такими учреждениями, как ясли, детские сады, дошкольные центры (общественные и частные).  Довольно распространенным явлением на этой ступени образования стало создание школ – яслей для самых маленьких воспитанников.
В основу методической деятельности всех дошкольных учреждений  положен принцип игры, от которого осуществляется плавный переход к чтению, письму, формированию соответствующих навыков для занятий учебным трудом в школе. Между тем основной упор делается на всестороннее развитие ребенка, чему в определенной мере способствуют занятия лепкой, изготовлением поделок, музыкой, рисованием, пением, физическими упражнениями.
Некоторые штаты осуществляют выдачу сертификатов общих достижений воспитанника по окончании дошкольного учреждения (в определенных случаях необходимый документ для зачисления в начальную школу).
Известен опыт открытия небольших частных детских садов для русских малышей с двухлетнего возраста (количество воспитанников не превышает 8 человек).
начальное образование в США

Обучение в школе

Школьное обучение представляет собой образование детей в начальной школе и средней. Начальные школы в Америке предполагают дифференцированный принцип комплектования классов. В зависимости от результатов теста, который проверяет сообразительность, гибкость и глубину умственных способностей ребенка, учащиеся зачисляются в группы («одаренные», «нормальные», «неспособные»).  Следовательно, преподавание в группе «А» ориентирует учащихся на поступление в колледж с первых дней занятий, отличающихся высоким уровнем требований к знаниям учащихся.
Содержание обучения на начальной ступени определяется учебным планом, который включает: чтение, письмо, литературу, орфографию, родной язык (на устной основе). В соответствии с планированием происходит изучение арифметики, географии, истории, естествознания, гигиены. Определенная роль отводится ручному труду и физическому воспитанию, музыке и изобразительному искусству. Однако распределение учебного времени на изучение предметов неоднозначно: арифметика, музыка, ручной труд и изобразительное искусство занимают равные позиции.
Продолжительность обучения в средней школе составляет 6 лет (младшая ступень – 3 года, старшая ступень – такой же срок). Младшая средняя школа отличается отсутствием единых программ, планов и учебников. Универсальность обучения на этой ступени обуславливается следующими факторами:
  • продолжительность учебного года, включающего семестры (170-186 дней);
  • пятидневная учебная неделя;
  • ежедневная учебная нагрузка учащихся (5-6 уроков);
  • продолжительность занятий (с 8.30 до 15.30);
  • наличие системы выбора предметов с 8 класса;
  • обязательность изучения английского языка, математики, естествознания, обществоведения, гигиены, физкультуры, музыки, труда и изобразительного искусства.
Профилирующими дисциплинами учебной программы на старшей ступени средней школы являются такие предметы, как английский язык (4 года изучения), математика (2 года), естественные науки (2 года) и социальные (3 года изучения).
среднее образование в США
Наличие различных типов средних школ (академические, профессиональные, многопрофильные) предопределяет их направленность. Академический тип школ ориентирует учащихся на последующее получение образования на высшей ступени. Обязательным условием при поступлении является сдача теста, по которому определяется коэффициент умственной одаренности ученика (90 и выше).
Профессиональные средние школы занимаются подготовкой учащихся к практической деятельности.
Многопрофильная средняя школа предполагает наличие с 9 класса различных отделений: индустриальное, сельскохозяйственное, коммерческое, академическое, общее. Причем два последних профиля не обеспечивают учащихся должным уровнем подготовки для поступления в колледжи и университеты.
По причине обязательности среднего образования в распоряжение американских школьников предоставлены общественные школы (обучение бесплатно), частные школы с высоким уровнем образования на платной основе, специализированные частные школы для одаренных детей возможность домашнего обучения.
Наличие 3000 частных школ, где плата за обучение составляет боле 2 000 долларов в год, свидетельствует о состоятельности определенного числа американцев, которые могут позволить своим детям (около 3%) обучаться в таких учебных заведениях. Выходцы частных школ занимают посты дипломатов, руководителей, членов правительства. Большинству частных школ придан статус пансионатов (проживание учащихся на протяжении учебного года).
Определенный процент американских родителей использует возможность обучения на дому по заранее утвержденной программе обучения. Объяснением этому являются их религиозные убеждения, наличие особенностей физического развития ученика, желание родителей обезопасить своего ребенка от оружия, наркотиков и алкоголя.
Если раньше специальное образование  в США было представлено сетью особых учреждений для детей с нарушениями умственного, эмоционального развития или с отклонениями в поведении, то в настоящее время большинство детей данной категории получают возможность обучения в обычных классах нормальных школ.
Наличие русских эмигрантов в Америке поспособствовало появлению на территории страны школ, обеспечивающих образовательный процесс для их детей. Ярким примером этому явилось открытие бесплатной русской школы в штате Флорида (город Джексонвилл) в 2009 году, где преподавание ведется на английском языке (помимо предметов русский язык и литература).
обучение русских в США
Широкое распространение в Штатах получили такие русские учреждения, как школы продленного дня, воскресные церковные школы при православных приходах, еврейских центрах.
Возможность развивать и совершенствовать свои способности и таланты предоставляют русским детям различные студии, учебные центры разной направленности (спорт, театр, изобразительное искусство).
Общенациональной системы оценок в США нет (для некоторых школ – шкала в цифрах, для других – буквенная). Широкое распространение в школах страны получила пятибалльная буквенная шкала с самой высокой оценкой A (отлично), B (хорошо), C (средне),  D (ниже среднего), F (неудовлетворительно).
Основная форма проверки знаний учащихся – тестирование (ежегодные тесты умственных способностей, внутриклассовые тесты с буквенной шкалой оценивания).
Завершение обучения на средней ступени сопровождается получением диплома об окончании средней школы. Реальность данного явления возможна при условии сдачи зачета по 16 академическим курсам, которые учащиеся выбирают самостоятельно на протяжении 4 лет учебы.
Некоторые школы практикуют организацию специальных курсов, приравнивающихся к уровню университетских, для талантливых учащихся с последующей выдачей рекомендательных писем для поступления в элитные университеты.
Необходимым условием осуществления попытки получения высшего образования в США является сдача теста SAT (определение навыков грамотного письма, уровня решения проблем).

Обучение в Штатах на каникулах

Образовательный процесс на каникулах осуществляется посредством организации детских лагерей в США, предоставляющих ребятам из многих стран уникальную возможность отдыха и совершенствования уровня языковой подготовки.
образование на каникулах в США
Эффективность летнего обучения достигается сочетанием высокого профессионализма преподавателей и современного уровня оснащения аудиторий для проведения занятий. Обучение английскому языку в лагере предусматривает наличие обязательной учебной программы, рассчитанной примерно на 20 часов занятий в неделю. Совершенствование грамматических, лексических навыков, тренировка умений правильного построения фраз происходит естественным путем, в процессе проведения различных мероприятий (ролевых игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, дискотек и спортивных состязаний).
Самое главное преимущество летних школ и лагерей – обеспечение подростку возможности избавления от языкового барьера по причине полнейшего погружения в языковую среду. Открытием летних лингвистических лагерей в Америке занимаются частные средние школы, предлагая ребятам индивидуальные языковые курсы и тематические программы, ориентированные на обучение английскому языку. Такие лагеря могут организовываться весной, на зимних и осенних каникулах. Особую популярность завоевали среди подростков программы: «Язык + спорт», «Английский + фото», « Английский + театр».
Возможность учебы в США для русских школьников может реализоваться посредством следующих вариантов:
  • обучение в государственной школе на протяжении года по программе обмена опытом (FLEX) для подростков от 15 до 18 лет;
  • поступление и учеба в частной школе;
  • получение ПМЖ в Америке и выбор учебного заведения для учебы (государственного или частного).

Получение высшего образования

После окончания средней школы американские подростки обеспечены возможностью подступа к высшему образованию благодаря существованию колледжей (community colleges), которые и составляют основу системы профессионального образования в США.
вузы США
Данные колледжи пользуются спросом не только у американских, но и зарубежных студентов по причине наличия современных программ обучения, упрощенной системы подачи документов, приемлемой стоимости обучения, комфортных условий проживания. Профессиональные колледжи дают возможность студенту продолжить образование в университетском колледже с получением степени бакалавра.
Высшая школа в США представлена университетами и колледжами, которые могут быть государственными (финансирование штатом) и частными.
Основная особенность учреждений высшей ступени образования – возможность выбора студентом программы обучения в США. Это означает, что им выбираются предметы для изучения (помимо обязательных по специальности). Университеты в должной мере обеспечивают своих выпускников практическим опытом работы по специальности благодаря сочетанию научно-исследовательской деятельности и практике в процессе обучения. Продолжительность обучения в университетах и колледжах составляет 4 года. Выпускникам присваивается степень бакалавра.

Получение ученых степеней

Магистратура в США предоставляет возможность получения степени магистра после продолжения образования в течение двух лет. Обучение на второй ступени высшего образования сводится к подготовке студентом большого исследования по специальности и его защите.
Самым высоким уровнем образования  является степень доктора философии. Реальность ее получения обуславливается следующими факторами:
  • трехлетний курс обучения;
  • проведение исследования по специализации;
  • защита диссертации.
    последипломное образование в США
Для выпускников вузов и аспирантов России существует возможность самостоятельного получения образования и поступления в аспирантуру в Америке. Кандидаты наук имеют шанс поступления в аспирантуру, но с последующим обучением на протяжении 2-3 лет. Для них реальна стажировка в американских учреждениях высшей ступени образования, участие в исследовательской деятельности или чтение лекций при эвалюации (легализации) диплома для США.

Образование для русских в Америке

При желании получения возможности образования за рубежом следует подумать о том, сколько стоит обучение в США. Исходное число – от 30 тысяч долларов в год. Следовательно, стоит поискать возможности получения бесплатного образования в США, реальность которого может быть реализована посредством:
  • стипендий, выдаваемых по результатам достижений студента;
  • грантов, предоставляемых в случае невозможности оплаты за обучение;
  • различных видов финансовой помощи, оказываемых учебным заведением.
Особой популярностью пользуются следующие программы грантов на обучение в США: программа Фулбрайт, программа стипендий Э.Маски, программа образовательного фонда AAUW.
Для получения образования в Штатах следует сдать тесты (GRE, GMAT, SAT) на высокий балл, подготовить мотивационное письмо предельно высокого качества, доказывающего уникальность кандидатуры на отбор приемной комиссией.
Поиск стипендии или гранта для бесплатного обучения следует начинать за два года до поступления, ведь сроки подачи заявок имеют свой дедлайн.
Для выдающихся спортсменов существует шанс получения возможности бесплатного обучения благодаря спортивным стипендиям в США. Однако выдача этого уникального американского пособия осуществляется только на 1 год, ее продление реально по окончании сезона при условии улучшения спортсменом своих результатов.

Студенты из России могут обучаться в Штатах по программе обмена студентами, которая предполагает договоренность между учебными заведениями на прохождение стажировки или обучение на протяжении 1-2 семестров с проживанием в студенческих городках или принимающих семьях.




Многие проблемы в области образования нельзя рассматривать изолированно, они не имеют четких границ, неотделимы от истории развития общества. Одним из знаменательных исторических событий конца XX века явилось объединение двух германских государств. Восстановление единства Германии представляет собой многогранный процесс, который еще весьма далек от своего завершения. И на германское единство следует смотреть не только сквозь призму экономики, общества или внешней политики, но и сквозь призму образования, поскольку образование является главным капиталовложением в будущее, без которого невозможен прогресс любого общества. Обращаясь к опыту реформирования школьной системы Германии, мы стремимся выявить наиболее ценные идеи этого опыта, чтобы иметь возможность использовать их при реформировании российской школы. На фоне реформирования российского образования возникает настоятельная потребность внимательно изучить опыт Германии и творчески использовать его.
Пути, по которым создается единое образовательное пространство - это новые типы общеобразовательных школ, новое поколение учебных программ по предметам, новые технологии обучения, широкая дифференциация обучения, гуманизация образования и т. п.
Огромный вклад немецкого народа в сокровищницу мирового педагогического наследия, многоаспектный опыт реформирования немецкой системы школьного образования, демократические традиции немецкой педагогической мысли, значительное расширение культурных и научных связей между Россией и Германией - все это определяет большой интерес педагогической общественности нашей страны к немецкой школе.
Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях в 7 веке. С 9 века кроме этих <<внутренних>> школ начали действовать <<внешние>>, где обучались не только будущие церковнослужители, но и представители средних сословий. Массовой школа Германии стала только в середине 19 века.
Начало формированию современной системы школьного образования было положено в 1871 г. объединением многочисленных германских государств в единую империю. Несмотря на то, что Германия не стала унитарным государством, и общими были лишь важнейшие отрасли государственного управления (внешняя политика, оборона, внешняя торговля, гражданское законодательство, денежная система, банковское дело, система мер и весов, промышленность), в объединившихся германских государствах наметилась тенденция к унификации действовавших систем образования. Свою роль сыграл в этом процессе изданный в 1872 г. закон о контроле за школами, согласно которому руководство народным образованием становилось прерогативой государства.
Самой большой и могущественной среди объединившихся в 1871 г. государств была Пруссия. Поэтому прусская система образования послужила образцом для других, более мелких государств. При этом в структуре школьной системы и содержании образования этих государств продолжали существовать определенные различия и местные особенности, и в Германской империи не была выработана единая система школьного образования, обязательная для всей империи.
Характерным для прусской системы образования было четкое размежевание определенных типов школ между различными слоями населения: для детей рабочих и малоземельных крестьян предназначались народные школы (Volksschulen), дети буржуазии обучались, как правило, в реальных школах (Realschulen), дети помещиков и дворян посещали гимназии (Gymnasien).
В народной школе детей в возрасте 6-14 лет обучали основам чтения, письма и арифметики. Фактически они не получали систематических научных знаний. Реальная школа давала своим выпускникам более полные знания, особенно в области математики, естествознания и новых языков. Но основной базой подготовки учащихся для поступления в университеты была классическая гимназия.
2. 1 Школы.
В 1996 г. в Германии насчитывалось 52. 418 школ, в которых обучались 12,6 млн. школьников и преподавали 779. 800 штатных учителей. Основной закон предоставляет каждому гражданину право свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и способностям. Каждый гражданин в течение всей жизни должен иметь возможность для получения общего, профессионального и политического образования. Одним из основных направлений политики в области образования является воспитание молодых людей самостоятельными гражданами, готовыми нести ответственность в демократическом государстве.

2. 2 Законодательные основы.
Согласно ст. 7 Основного закона вся система школьного образования находится под контролем государства. В связи с федеративным устройством страны компетенции в системе образования поделены между федерацией и землями. Законодательство и управление в системе образования находится в основном в компетенции земель. Это относится, прежде всего, к системе школьного и высшего образования, к системе обучения взрослых и к системе повышения образовательного уровня. <<Межземельное соглашение об унификации системы школьного образования>> (Гамбургское соглашение от 14 октября 1971 г. ) определяет общие и сопоставимые основные структуры этой системы. По этому соглашению земли приняли обязательные правила, касающиеся, в частности, обязательности школьного обучения, форм организации, признания результатов экзаменов.
Кроме того, приняв дополнительные решения, постоянная конференция министров культуры и образования земель (КМК) заложила дальнейшие общие основы и для признания свидетельств об окончании общеобразовательных и профессиональных школ во всех землях. Это были, в частности, решения о реорганизации старшей ступени гимназий, о единых требованиях для экзаменов на аттестат зрелости и о взаимном признании свидетельств об окончании объединенных школ, которые обеспечивают необходимый уровень единообразия и сопоставимости в системе школьного образования.
2. 3 Обязательное школьное образование.
Обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от 6 до 18 лет, то есть оно рассчитано на 12 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются.
Для того, чтобы выполнить положение об обязательном всеобщем школьном образовании, необходимо в течение 9 лет (в некоторых землях в течение 10 лет) посещать школу с полной учебной неделей, а затем обязательную профессиональную школу с неполной учебной неделей (если при этом подросток не посещает уже общеобразовательную школу более высокой ступени или профессиональную школу с полной учебной неделей). Обучение во всех государственных школах бесплатное. Частично бесплатно выдаются школьникам и учебные пособия, главным образом учебники. Порой они предоставляются во временное пользование. Иногда необходимо оплатить часть стоимости учебных пособий, которая определяется в зависимости от доходов родителей.
2. 4 ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Школьная система образования Германии представляет из себя двухступенчатую систему, включающую в себя обучение в начальной школе (Primarstufe) и обучение в средних образовательных учереждениях (Sekundarstufe).
Начальная школа. Grundschule.
Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т. е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса.
После окончании начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учреждение более высокого уровня ученику требуются рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы в ФРГ делятся на четыре типа: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа.
Четыре типа средних школ:
1. Основная школа. Hauptschule.
В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.
2. Реальная школа. Realschule.
Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецупрофчилище.
3. Гимназия. Gymnasium.
Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимназии являются профориентированными, т. е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса - Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет.
4. Объединенная школа. Gesamtschule.
Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленых общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.
В Основном законе гарантируется право на создание и содержание частных школ, имеющих независимых учредителей. Если эти частные школы выступают в качестве замены государственных, для их учреждения требуется разрешение государства. Соответствующие полномочия по приему экзаменов и предоставление свидетельств об окончании школы - согласно предписаниям, действующим в отношении государственных школ - эти эрзац школы получают только после их признания государственными органами земель, ведающими школьным образованием. Школы, имеющие независимых учредителей, обогащают палитру государственных услуг в сфере образования и поэтому получают финансовую поддержку со стороны земель. Все больше учеников в Германии посещают такого рода школы. В 1996/97 учебном году их насчитывалось около 645000 человек. Самих школ, общеобразовательных и профессиональных, - 3645. 43,6 процентов <<частников>> посещают гимназию, 13 процентов - <<вальдорфские школы>> и 10 процентов - специальные школы для умственно-отсталых детей и инвалидов, так называемые Sonderschule.
О вальдорфской школе
ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ, частные самоуправляющиеся общеобразовательные школы, работающие на основе педагогических идей Р. Штейнера. Создаются с 1919 (первая - в Штутгарте при фабрике "Вальдорф-Астория"; отсюда название). Оригинальные методы эстетического, трудового и гражданского воспитания. Занятия в форме лекций, бесед и т. п. ; учебники, опросы и отметки не применяются. Окончание полного курса (13 лет обучения) дает право на поступление в университет. В кон. 80-х гг. в мире св. 400 вальдорфских школ.
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. Она не подчиняется интересам каких-либо специфических социальных групп (в частности мировоззренческих, религиозных, политических).
Ее целью являются лишь общечеловеческие ценности. Это здоровое развитие и воспитание детей и молодежи, осуществление целостного образования, необходимого в современном мире, независимо от того, какую профессиональную сферу выберет выпускник.
Вальдорфская школа ориентирована на социальные ценности, то есть на принципы взаимопомощи, а не конкуренции, на воспитание социальных качеств.
Собственный украинский опыт вальдорфской педагогики пока что незначителен. Но 80-летний опыт работы вальдорфских педагогических учреждений в мире подтверждает жизнеспособность этих идей.
Этим опытом может пользоваться кто угодно из тех педагогов или родителей, которые разделяют гуманистическое направление в современной педагогике. Так, на протяжении последнего десятилетия идея и методы вальдорфской педагогики получили дальнейшее развитие в школах и детских садах Африки, Австралии, России, Казахстана, Японии и т. д.
Пришло время активно внедрять их и в педагогически-воспитательных учреждениях Украины.
Некоторые принципы работы вальдорфской школы
1. Воспитатель или учитель лично несут ответственность за судьбу каждого ребенка.
2. Большое значение имеют личностные качества учителя или воспитателя. Поэтому программы профессиональной подготовки педагогических кадров как для школы, так и для детского сада отличаются широтой содержания и нацелены не только на получение определенных знаний и профессиональных умений, но и на умение видеть ребенка в целостности ее психически-физического развития, а также на понимание педагогом необходимости постоянного самопознания и самоусовершенствования.
3. В школу (сад) дети принимаются лишь при условии готовности их родителей активно сотрудничать с учителем (воспитателем) в вопросах воспитания ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам школы (сада).
4. Учитывается сезонный, недельный и суточный ритмы. Методики работы, дневное и недельное расписание учитывают изменение времен года и подчиняются ритму, который связан с изменением сознания и внимания ребенка соответственно физическому и психическому ритму времени года и недели.
5. Воспитание и обучение происходит без применения принуждения.
2. 5 Система контроля и оценивания успеваемости учащихся в школе ФРГ
Что же представляет собой действующая система контроля и оценивания успеваемости учащихся в школе ФРГ?
В стране принята единая шкала оценки достижений учащихся. Она действует наряду с едиными национальными образовательными стандартами и принятой шкалой компетенций обучающихся.
Государственный стандарт в области контроля за успеваемостью учащихся дает возможность унифицировать требования, предъявляемые как к субъектам, так и объектам учебно-воспитательного процесса, обеспечивать преемственность между ступенями системы образования. Государственный контроль за состоянием дел в области образования позволяет централизованно реагировать на сбои или пробелы в отдельных его звеньях.
Дифференцированная система школьного образования ФРГ с разноуровневыми типами средних школ и соответствующими им стандартами - предпосылка такого же дифференцированного подхода к оценке учебных результатов школьников, что зафиксировано в официальных документах: "При оценке успеваемости учащихся принимаются во внимание специфика школьной ступени, формы школьного обучения, а также каждого отдельно взятого предмета. Оценке подлежат как объем усвоенного материала, так и правильность, самостоятельность применения знаний и навыков, проявление способностей, т. е. форма его изложения"
Различия между школьными ступенями, формами обучения и уровнем требований находят свое отражение в практике оценивания успеваемости учащихся. В Германии общепринятой формой оценки школьников является шестибалльная система от 1 до 6 баллов по убывающей степени в шкале достижений, которая выражается как в цифровом, так и вербальном оформлении.
Отметка "очень хорошо" (1) ставится при особых успехах по определенному предмету (в младших классах) и за успехи, удовлетворяющие особо высоким требованиям - во всех последующих классах; "хорошо" (2) - при успеваемости, полностью соответствующей предъявляемым требованиям; "удовлетворительно" (3) - успеваемость в среднем соответствует требованиям; отметка "достаточно" (4) означает, что, несмотря на имеющиеся проблемы, успеваемость в общем еще соответствует требованиям; "недостаточно" (5) - успеваемость не соответствует требованиям, но имеются необходимые элементарные знания, на основе которых пробелы в будущем могут быть устранены; "неудовлетворительно" (6) - успеваемость не соответствует требованиям, и даже в элементарных знаниях пробелы настолько серьезны, что их непросто устранить.
2. 6 АТТЕСТАТЫ.
После окончания школы перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профучилище, спецпрофучилище или ВУЗе. Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.
По окончании общеобразовательного учереждения выпускник имеет один из следующих документов (аттестатов зрелости):
Hauptschulabschluss - выдается после окончания 10 классов основной школы, достаточен для поступления в профучилище.
Fachoberschulreife - выдается после окончания 10 классов реальной школы, достаточен для поступления в техникум или спецпрофучилище.
Fachhochschulreife - выдается после окончания 12 классов гимназии или объединенной школы и после окончания техникума или спецпрофучилища, достаточен для поступления в технический институт.
Hochschulreife - выдается после окончания 13 классов гимназии или объединенной школы, достаточен для поступления в университет.
2. 7 Учителя.
У каждого типа школы в Германии - свои учителя со специальным образованием. Предпосылкой для работы учителем является высшее образование, однако его формы и сроки получения могут быть различными. Будущий учитель начальной и основной школы учится, как правило, 7 семестров. Более длительное обучение, как правило 9 семестров, должны пройти учителя реальных и специальных школ для умственно отсталых детей и детей-инвалидов, гимназий и профессиональных школ. По окончании учебы кандидаты на должность учителя должны сдать первый государственный экзамен. Затем следуют педагогическая практика (как правило, 2 года) и второй государственный экзамен.
2. 8 ПРАВИЛА ЗАЧИСЛЕНИЯ РУССКИХ ДЕТЕЙ В НЕМЕЦКУЮ ШКОЛУ.
Система школьного образования в Германии достаточно сильно отличается от российской. Для Россиян, выбор школы осуществляется в зависимости от возраста, способностей и уровня образования ребенка. Российский уровень образования не признается в ФРГ соответствующим их уровню, так что если в России школьник закончил 4 класса, то в Германии, скорее всего, он будет принят снова в 4 класс. Кроме того, выпускник российской общеобразовательной школы с аттестатом зрелости о законченном среднем образовании признается только как ученик 10 класса, и до получения немецкого аттестата Hochschulreife ему придется доучиться еще 3 года, в 11, 12, 13 классах гимназии или объединенной школы.
Результаты проверки знаний 15-летних подростков Programme for International Student Assessment (PISA), проведенной в 2003 году Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), вызвали в немецких общественных кругах настоящий шок. Не было ни одного мало-мальски значимого средства массовой информации, которое не высказалось бы на эту животрепещущую тему - почему Германия, столь высокоразвитая страна, очутилась на такой низкой ступени? Действительно, в общем рейтинге ФРГ оказалась на 19-м месте, улучшив свои показатели по сравнению с 2001 годом лишь на две позиции. По естественным наукам в 2003 году немецкие девятиклассники заняли 18-е место, по математике - 19-е, по литературной грамотности - 21-е. Для сравнения: девятиклассники из России заняли соответственно 24-е, 29-е и 32-е места.
Актуальность проблем среднего образования спровоцировала настоящий шквал национальных исследований качества обучения. Основными стали конкурс лучших школ благотворительных фондов Херти (Hertie-Stiftung) и Боша (Robert Bosch Stiftung), а также работа журнала Capital. Однако, поскольку в конкурсе, спонсируемом фондами, принимали участие лишь государственные учебные заведения, поступить в которые иностранцу достаточно сложно.
В соревновании <<Лучшие средние школы Германии>> участвовали 174 учреждения из различных федеральных земель. Призерами стали 23 из них. Отбор был организован по принципу соединения реализма и прагматизма с новыми блестящими идеями, а также вовлеченности администрации, педагогов и детей в их осуществление.
Первое место и приз 15 000 Euro получила аугсбургская Народная школа им. Фридриха-Эберта (Friedrich-Ebert Volksschule). Второе место и 10 000 Euro завоевала школа <<Фильдер>> (Filderschule) из Штутгарта. за третье место 5000 Euro досталось основной школе <<Лене-Вест>> (Hauptschule Loehne-West), что в городке Лене, земля Северный Рейн - Вестфалия.
Исследование журнала Capital более интересно россиянам, поскольку в нем участвовали как государственные, так и частные учебные заведения. Чтобы выявить десять лучших средних школ, организаторам пришлось провести огромную работу. Они обратились по телефону или по электронной почте к представителям 3480 гимназий, общих и Вальдорфских школ, разбросанных по всей стране. Ответить на вопросы согласились 575 учреждений. Блок вопросов был разбит на четыре основные категории: внимание к школьникам (размер класса и т. д. ), оснащенность оборудованием (наличие компьютеров, техническое состояние классных комнат и т. д. ), разнообразие образовательных предметов и курсов (исследовательская деятельность, рабочие группы и т. д. ), взаимоотношения между участниками учебного процесса (концепция развития школы, прием в интернат и т. д. ).
3. Данные исследования.
Нами было проведено интервью с заведующим районным методическим кабинетом, заместителем директора по УВР, педагогами и выпускниками школы.
Все опрошенные единогласно выступили за наше российское образование. Классные руководители и Родионов А. И. уверены в том, что пока выпускники не готовы к переходу на новые формы сдачи экзаменов. Но все уверены в том, что в будущем реформирование российского образования даст положительные результаты.
4. Вывод.
Реформирование Российского образования на основе системы школьного образования Германии положительно скажется в будущем на образовании учащихся. Учащиеся получают возможность поступления в ВУЗЫ по результатам ЕГЭ(что соответствует немецкому ABITUR).

Комментариев нет:

Отправить комментарий