САМООБРАЗОВАНИЕ. «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»



http://adu.by/ru/-Национальный методический портал
http://www.nlb.by/portal/page/portal/index-Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси
http://www.geoversum.by-ГЕОВЕРСУМ - географическая социальная сеть
http://kupala-library.iatp.by -Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска
http://zviazda.by-Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”,” Полымя”)
http://sozvuchie.by/ -«Созвучие: литература и публицистика стран СНГ» — проект Издательского дома «Звязда»
https://aiv.by/- іздательство адукацыя і выхаванне

                 http://www.rs.unibel.by/

Роднае слова» — научно-методический журнал

              

                 http://mp.minsk.edu.by/-

Минский городской методический портал



АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной
научно-методической темой (проблемой)


1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
-   ознакомление с литературой;
-   ознакомление с нормативно-правовыми докумен­тами;
-   изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посред­ством литературных источников:
-   составление картотеки литературных источников;
-   выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
-   обоснование выбора темы;
-   актуальность и новизна;
-   выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
-   формулирование цели и задач работы;
-   разработка календарного плана индивидуальной работы.
     4.Выбор и разработка моделей, инновационных тех­нологий педагогической деятельности.
     5.Внедрение инноваций в практику своей педагоги­ческой деятельности.
     6.Анализ и оценка результатов индивидуального опы­та работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
      7.Литературное оформление работы, отчёт о полу­ченных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе само­познания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в само­регулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свиде­тельствует о достижении оптимального уровня самосо­вершенствования.
 Тема самообразования определяется, исходя из:
1)   методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до  5-ти лет.
Целями самообразования могут быть:
–     повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
–     изучение и внедрение новых педагогических технологий;
–     изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
–     совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
  
Памятка в помощь педагогу по организации самообразования
Примерная памятка по самообразованию
Возможная проблема
Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования
¨      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
¨      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения  образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:
¨      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения
 конкретной выбранной литературы
¨      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
¨      Включите современные взгляды на проблему
¨      Используйте опыт работы других педагогов 
3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
¨      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
¨      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
¨      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
¨      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
¨      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.
 Самообразование включает в себя несколько этапов:
1.       Выбор направления и темы самообразования.
2.      Формулирование цели и задач самообразования.
3.      Определение круга источников информации.
4.      Выбор формы самообразования.
5.      Составление плана самообразования.
6.      Определение результата самообразования.
7.      Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8.      Отчёт.

Результаты  самообразования могут быть следующими:
•      повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
•      разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
•      разработка новых форм, методов и приемов обучения,
•      разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
•      выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения, 
•      создание комплектов методических разработок,
•      обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Критерии оценки эффективности самообразования.
Основными критериями самообразования учителя являются:
·        эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
·        творческий рост учителя,
·        внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
 Показатели эффективности педагогического само­образования — это прежде всего качество организо­ванного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


Комментариев нет:

Отправить комментарий