http://adu.by/ru/-Национальный методический портал
http://www.nlb.by/portal/page/portal/index-Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси
http://www.geoversum.by-ГЕОВЕРСУМ - географическая социальная сеть
http://kupala-library.iatp.by -Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска
http://zviazda.by-Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”,” Полымя”)
http://sozvuchie.by/ -«Созвучие: литература и публицистика стран СНГ» — проект Издательского дома «Звязда»
https://aiv.by/- іздательство адукацыя і выхаванне
http://www.rs.unibel.by/-
Роднае слова» — научно-методический журнал
http://mp.minsk.edu.by/-
Минский городской методический портал
АЛГОРИТМ
работы педагога над
индивидуальной
научно-методической
темой (проблемой)
1.Выбор темы
(проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми
документами;
- изучение прогрессивного
педагогического опыта по проблеме исследования.
2.Детальное ознакомление с проблемой посредством
литературных источников:
- составление картотеки литературных
источников;
- выписки из литературных источников.
3.Уточнение темы и разработка предварительного
варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств
поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана
индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка
моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5.Внедрение инноваций в
практику своей педагогической деятельности.
6.Анализ и оценка
результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой
(проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.Литературное
оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в
научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного
мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую
систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в
постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о
достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Тема
самообразования определяется, исходя из:
1) методической темы школы;
2) затруднений педагогов;
3) специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально
и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
Целями
самообразования могут быть:
– повышение уровня своей
эрудиции, правовой и общей культуры;
– изучение и внедрение
новых педагогических технологий;
– изучение и внедрение
новых форм, методов и приемов обучения;
– совершенствование своих
знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять
тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению
цели самообразования.
Формы
самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на
две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме
инициатором является сам учитель, однако руководители методических и
административных структур могут инициировать и стимулировать этот
процесс. Групповая форма в виде деятельности методического
объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает
обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим
учителем.
Памятка в помощь педагогу по
организации самообразования
Примерная памятка по
самообразованию
Возможная проблема
|
Пути решения
|
1. Не могу определиться с
темой самообразования
|
¨ Выделите из
многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического
обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является
для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые
положительные результаты.
¨ Определите
актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для
повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на
нормативно – правовые документы.
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии,
затрудняюсь в правильном выборе
|
Подбор литературы:
¨ Просмотр и
обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги,
делает чтение осмысленным и целенаправленным.
¨ Ответьте на
вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из
предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения
конкретной выбранной литературы
¨ Начните с
изучения традиционных методик по данной проблеме
¨ Включите
современные взгляды на проблему
¨ Используйте
опыт работы других педагогов
|
3. При работе с методической литературой
не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
|
¨ По мере чтения
выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
¨ Записывайте
наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке,
используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение
мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или
выделяйте главное для себя условными символами.
¨ Записывайте
вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
¨ Пользуйтесь
справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое
не запоминается.
|
¨ Составьте план
или схему полученных при изучении материалов.
¨ Представьте,
«проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в
голове»), теряется значимость информации.
|
¨ Ответьте на
вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной
теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с
детьми.
|
Самообразование включает
в себя несколько этапов:
1. Выбор
направления и темы самообразования.
2. Формулирование
цели и задач самообразования.
3. Определение
круга источников информации.
4. Выбор формы
самообразования.
5. Составление
плана самообразования.
6. Определение
результата самообразования.
7. Анализ и оценка
деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8. Отчёт.
Результаты самообразования
могут быть следующими:
• повышение
качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет
определяться эффективность и качество),
• разработанные или
изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
• разработка новых
форм, методов и приемов обучения,
• разработка
дидактических материалов, тестов, наглядности,
• выработка
методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов,
технологий обучения,
• создание
комплектов методических разработок,
• обобщение опыта
по исследуемой проблеме (теме).
Критерии
оценки эффективности самообразования.
Основными критериями самообразования учителя являются:
· эффективность
профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного
процесса, воспитанности школьников),
· творческий
рост учителя,
· внедрение
новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Показатели эффективности педагогического самообразования
— это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного
процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Комментариев нет:
Отправить комментарий