Клуб последователей учения Конаржевского
ПЕДАГОГ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ...
Биографическая справка
Ю.А. Конаржевского
Конаржевский Юрий Анатольевич (20.08.1925–08.11.2000) –
доктор педагогических наук, профессор. Родился в г. Ленинграде.
В 1941 году
закончил 7 классов неполной средней школы № 224. В августе 1941 г. по путевке
Октябрьского РК ВЛКСМ был направлен в Комсомольский полк противовоздушной
обороны г. Ленинграда, где прослужил до марта 1942 г. и был эвакуирован в г.
Йошкар-Олу Марийской АССР.
Поступил работать на завод № 298 НКО СССР. В январе 1943 г. призван в ряды Советской Армии. Служил в составе 33-й Мурманской стрелковой дивизии. В августе 1943 г. был направлен в Рязанское пулеметно-минометное училище, которое закончил в сентябре 1944 г. Воевал на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах в составе 291-й Гатчинской Краснознаменной дивизии в должности командира пулеметного взвода. В январе 1945 г. в уличных боях за город Беутин в Южной Силезии был тяжело ранен и по май 1945 г. находился в госпитале. В мае 1945 г. отделом кадров КВО был направлен для дальнейшего прохождения службы в 35-ю дивизию войск специального назначения МВД в г. Киев на должность командира пулеметного взвода. В 1946 г. демобилизован в запас. Работал заведующим хозяйством в СМУ-1 г. Киева, затем в Ленинградском проектно-монтажном управлении № 1 в качестве электромонтажника. В 1949 г. был переведен на работу в трест «Урал-электромонтаж» г. Златоуста. В 1952 г. с золотой медалью закончил 10-й класс школы рабочей молодежи № 3 г. Златоуста и в 1958 г. закончил исторический факультет Уральского государственного университета им. М. Горького. До 1959 г.
Поступил работать на завод № 298 НКО СССР. В январе 1943 г. призван в ряды Советской Армии. Служил в составе 33-й Мурманской стрелковой дивизии. В августе 1943 г. был направлен в Рязанское пулеметно-минометное училище, которое закончил в сентябре 1944 г. Воевал на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах в составе 291-й Гатчинской Краснознаменной дивизии в должности командира пулеметного взвода. В январе 1945 г. в уличных боях за город Беутин в Южной Силезии был тяжело ранен и по май 1945 г. находился в госпитале. В мае 1945 г. отделом кадров КВО был направлен для дальнейшего прохождения службы в 35-ю дивизию войск специального назначения МВД в г. Киев на должность командира пулеметного взвода. В 1946 г. демобилизован в запас. Работал заведующим хозяйством в СМУ-1 г. Киева, затем в Ленинградском проектно-монтажном управлении № 1 в качестве электромонтажника. В 1949 г. был переведен на работу в трест «Урал-электромонтаж» г. Златоуста. В 1952 г. с золотой медалью закончил 10-й класс школы рабочей молодежи № 3 г. Златоуста и в 1958 г. закончил исторический факультет Уральского государственного университета им. М. Горького. До 1959 г.
Занимал должность заведующего учебной частью школы рабочей молодежи
№ 3 г. Златоуста, с 1959 до 1961 г. – заведующий этой же школой, в 1961 г. стал
заведующим отделом культуры Златоустовского горисполкома. В 1962 г. назначен
директором школы-интерната № 32, затем заведующим городским отделом
образования. В 1964–1966 гг. работал заведующим отделом пропаганды и агитации
ГК КПСС г. Златоуста, в 1966 г. – лектором обкома в областном комитете КПСС и
первым заместителем заведующего Челябинского областного отдела народного
образования. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1974 г. принят в Магнитогорский
государственный педагогический институт на должность старшего преподавателя
кафедры педагогики и психологии. Читал курс лекций по введению в педагогику, по
истории педагогики.
С 1975 по 1978 г. был проректором по научной работе. В 1976
г. получил звание доцента. В 1979 г. занимал должность старшего научного
сотрудника для завершения докторской диссертации. В конце 1979 года прошел по
конкурсу в Челябинский государственный университет и был принят на работу в
качестве доцента кафедры педагогики и психологии. В 1981 г. в Москве защитил
докторскую диссертацию «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса
как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой». В
1982 г. избран заведующим кафедрой научных основ управления школой ФПК при
Челябинском государственном педагогическом университете, где проработал до 1991
г. С 1991 г. переехал в Калининград, где был избран профессором кафедры педагогики
начального образования Калининградского государственного университета.
Параллельно работал в Балтийской государственной академии
РФ. В течение 6 лет на базе педагогического лицея № 18 г. Калининграда руководил
масштабным комплексным экспериментом по созданию школы развивающего образования.
В 1995 г. разработанный им проект школы развивающего обучения получил от Фонда
Сороса Гран-при 3-й степени.
ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АНСАМБЛЕЙ
Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного
института повышения квалификации работников
образования, кандидат педагогических наук, доцент,
заслуженный учитель школы Российской Федерации,
г. Псков
«Бывают странные сближенья…», – заметил великий Александр
Сергеевич Пушкин. И эти сближенья Юрия Анатольевича Конаржевского с Псковской
землей состоялись не однажды: и в обстоятельствах великих сражений, и значимых
преобразований. В 1944 году он воевал за освобождение территории нашей области
от фашистских захватчиков. А в 1992–1997 годах Юрий Анатольевич обучал
управленцев образования – начальников и специалистов управлений образования,
директоров школ и их заместителей – теории и практике педагогического
менеджмента, организации и системному анализу развивающего урока. Именно от
профессора Конаржевского наши педагоги впервые получили не описательные, а
научные определение и характеристику инноваций в образовании, их типологию,
критерии и показатели.
Казалось бы, что особенного: приехал профессор из
Калининграда лекции почитать… Но уже в конце первого дня занятий аудитория
поняла, что стала соучастником умно организованного процесса открытия новых
знаний, базирующихся на их прошлом опыте, который начинает переоцениваться и
трансформироваться в нечто значимое и интересное.Одним из главных достоинств
Ю.А. Конаржевского как лектора, как преподавателя было его умение и стремление
сделать свою аудиторию умнее, дать каждому педагогу возможность почувствовать
себя именно в данный момент равноправным участником преобразования
педагогической практики. Его хотели слушать! Наверное, поэтому в перерывах
между лекциями Юрий Анатольевич всегда был окружен слушателями, каждый из которых
его мнением хотел подтвердить правоту своей позиции или снять сомнения, противоречия.
А после лекций неизменно следовало продолжение – теперь уже в виде обмена суждениями,
в виде дискуссии. Иногда возникали разногласия во взгляде на ту или иную проблему
между самими педагогами, и тогда Юрий Анатольевич оказывался в роли третейского
судьи. Ему верили и соглашались; если не принимали точку зрения профессора, то
возражали. И тогда наступал «момент истины»: профессор давал развернутые
ответы, а дискутанты приходили к мнению, что над этим надо думать.
Думать – это главный призыв Юрия Анатольевича, адресуемый
аудитории. «Давайте поразмыслим вместе», – постоянно призывал он во время
лекций, практикумов, «круглых столов». И постоянно давал аудитории возможность
высказаться, поделиться сомнениями, задать вопросы по ходу лекции, не дожидаясь
ее окончания: неотвеченный вопрос или иное мнение не должны мешать восприятию
других идей и фактов. Это редкостное качество личности и позиция преподавателя.
Призывая к сотворчеству в школьной практике, профессор собственной
деятельностью показывал, как это делать, формируя единомышленников.Профессор
Конаржевский научил псковских управленцев главному – методологическим принципам
педагогического анализа деятельности школы, технологиям оперативного, тематического,
итогового анализа. Он намного раньше, чем это стало постулироваться в педагогической
теории и практике, учил всех, кто его читал и слышал, приоритету системного
подхода к управлению школой. Целесообразность аналитического прогноза,
составление программ развития школы, определение цели ее деятельности, видение
места учителя и ученика в процессе реализации программы, сочетание
индивидуальных и коллективных ценностей – этими знаниями вооружал Юрий Анатольевич
псковских педагогов.
Лекторское мастерство Ю.А. Конаржевского безусловно и широко
известно не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Мне представляется,
здесь проявлялись и его эрудиция, и его огромный творческий потенциал, и творческая
одаренность, и постоянная непрекращающаяся работа над концепциями, программами,
текстами книг, статей, лекций. Ему всегда удавалось держать внимание и интерес
аудитории ровно столько, сколько необходимо, чтобы слушатели поняли
преподносимую им идею, приняли ее и захотели следовать советам Мастера и
Учителя.
Профессор Конаржевский не просто преподавал, не только,
наряду с теорией, передавал свой огромный практический опыт, но и формировал своих
слушателей и читателей в надежде, что перед ним личности достойные и
понимающие. Во время лекций он никогда не поучал свою аудиторию. Но всем
содержанием материала, всей собственной позицией как-то пробегающими по лицу, выразительными
жестами, он убеждал: не меньше, чем теорией и практикой управления, руководитель
должен обладать нравственностью и высоким уровнем культуры. Для него это было
важно. Это проявлялось и в его безукоризненных отношениях с окружающими, и в особой
элегантности существования, и в том, как много, выразительно и всегда педагогически
оправданно он приводил цитаты из классической и современной прозы и поэзии.
Далеко не всем лекторам это удается – Юрий Анатольевич и в этом был искусен и безупречен.
Авторитет Ю.А. Конаржевского в научной среде, степень его
влияния не только на начинающих, но и признанных исследователей, влияние его
книг и других публикаций широко известны. Как известны его интеллигентность,
сдержанность, умение соответствовать ситуации, особое умение видеть талантливых
людей и восхищаться ими. Думаю, что именно так он обрел свою супругу Фаину Федоровну,
которая своей заботой и самоотверженным служением, своей любовью и терпением сохраняла
его для всех нас. От Фаины Федоровны я знаю, как особо значим для Юрия Анатольевича
был День Победы, как в течение всего этого памятного дня он вспоминал своих погибших
друзей-товарищей, всех их он вспоминал поименно… Его непоказная, ненавязчивая
гражданственность проявлялась и во время занятий, поскольку профессор читал
лекции псковским управленцам в годы безвременья и всеобщего ниспровержения
идеологии, а заодно – принятых и привычных норм и идеалов, авторитетов и
ценностей. В то время услышать взвешенный совет, получить приемлемый вектор
развития, получить выверенные критерии и показатели инноваций и определить
рамки зкспериментальной работы – это дорогого стоит.
Сильной стороной творчества Ю.А. Конаржевского является
постоянная связь теории с практикой, точнее было бы сказать, – прочная выверенность
теории самой живой и достоверной практикой, живым опытом. Такова главная книга
его жизни «Система. Урок. Анализ». Даже в не столь длительные приезды в Псков
он успевал познакомиться с рядом псковских школ, опытом проведения уроков
развивающего типа у самых сильных учителей начальных классов. Его неизменно
привлекали незаурядные личности директоров, завучей, которые в те годы
неординарно и дерзко формировали псковскую инновационную школу.
В 1996 году в Пскове проходил очередной Всероссийский слет
победителей российских и региональных конкурсов «Учитель года». За пять дней
слета его участниками были показаны интереснейшие уроки, прошли встречи с
министром общего и профессионального образования, были проведены дискуссии,
заседания тематических «круглых столов», научно-практическая конференция по
инновационной педагогической деятельности. Юрий Анатольевич был самым активным
и заметным участником слета. К его комментариям происходящего постоянно
обращались члены оргкомитета, его мнение было значимо для самих
конкурсантов-победителей, его выступление для участников слета было признано
ими самым ярким событием прошедшей недели.
Осип Мандельштам писал вслед ушедшим, вслед уходящим: «Нам
остается только имя –чудесный звук, на долгий срок». Но это не о Юрии Анатольевиче
Конаржевском, потому что осталась дифференцированная им наука управления, в
которую вошли обоснованные им понятия инновационного менеджмента, системного
анализа во внутришкольном управлении, остался реализованный его учениками,
единомышленниками и последователями новый подход к выполнению управленческих
функций, прежде всего к педагогическому анализу. И замечательно, что в
предлагаемом сборнике прозвучат голоса продолжателей научных и практических
идей Ю.А. Конаржевского.
В дни проведения II Всероссийских Конаржевских чтений пройдет
открытие мемориального кабинета Юрия Анатольевича Конаржевского в Псковском
областном институте повышения квалификации работников образования. Для нас
огромная честь, ответственность и стимул к работе – решение супруги Юрия
Анатольевича Фаины Федоровны Конаржевской передать рабочий кабинет в наш
институт. Хотелось бы надеяться, что для молодых и опытных управленцев
мемориальный кабинет Ю.А. Ко-наржевского станет творческой лабораторией, своего
рода ежедневно необходимой мастерской. В этой мастерской им предстоит осваивать
все, что является творческим наследием Ю.А. Конаржевского, без знания которого невозможно
эффективное управление современной школой, представляющей собою не просто
объединение творческих индивидиуальностей, а единый талантливый педагогический ансамбль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий