Клуб последователей учения Конаржевского


Клуб последователей учения Конаржевского

ПЕДАГОГ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ...



http://konarjev.blogspot.com.by/2016/12/89-2016.html-
Клуб последователей учения Конаржевского

Биографическая справка 
Ю.А. Конаржевского

Конаржевский Юрий Анатольевич (20.08.1925–08.11.2000) – доктор педагогических наук, профессор. Родился в г. Ленинграде. 
 В 1941 году закончил 7 классов неполной средней школы № 224. В августе 1941 г. по путевке Октябрьского РК ВЛКСМ был направлен в Комсомольский полк противовоздушной обороны г. Ленинграда, где прослужил до марта 1942 г. и был эвакуирован в г. Йошкар-Олу Марийской АССР.
Поступил работать на завод № 298 НКО СССР. В январе 1943 г. призван в ряды Советской Армии. Служил в составе 33-й Мурманской стрелковой дивизии. В августе 1943 г. был направлен в Рязанское пулеметно-минометное училище, которое закончил в сентябре 1944 г. Воевал на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах в составе 291-й Гатчинской Краснознаменной дивизии в должности командира пулеметного взвода. В январе 1945 г. в уличных боях за город Беутин в Южной Силезии был тяжело ранен и по май 1945 г. находился в госпитале. В мае 1945 г. отделом кадров КВО был направлен для дальнейшего прохождения службы в 35-ю дивизию войск специального назначения МВД в г. Киев на должность командира пулеметного взвода. В 1946 г. демобилизован в запас. Работал заведующим хозяйством в СМУ-1 г. Киева, затем в Ленинградском проектно-монтажном управлении № 1 в качестве электромонтажника. В 1949 г. был переведен на работу в трест «Урал-электромонтаж» г. Златоуста. В 1952 г. с золотой медалью закончил 10-й класс школы рабочей молодежи № 3 г. Златоуста и в 1958 г. закончил исторический факультет Уральского государственного университета им. М. Горького. До 1959 г.
Занимал должность заведующего учебной частью школы рабочей молодежи № 3 г. Златоуста, с 1959 до 1961 г. – заведующий этой же школой, в 1961 г. стал заведующим отделом культуры Златоустовского горисполкома. В 1962 г. назначен директором школы-интерната № 32, затем заведующим городским отделом образования. В 1964–1966 гг. работал заведующим отделом пропаганды и агитации ГК КПСС г. Златоуста, в 1966 г. – лектором обкома в областном комитете КПСС и первым заместителем заведующего Челябинского областного отдела народного образования. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1974 г. принят в Магнитогорский государственный педагогический институт на должность старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии. Читал курс лекций по введению в педагогику, по истории педагогики.

 С 1975 по 1978 г. был проректором по научной работе. В 1976 г. получил звание доцента. В 1979 г. занимал должность старшего научного сотрудника для завершения докторской диссертации. В конце 1979 года прошел по конкурсу в Челябинский государственный университет и был принят на работу в качестве доцента кафедры педагогики и психологии. В 1981 г. в Москве защитил докторскую диссертацию «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой». В 1982 г. избран заведующим кафедрой научных основ управления школой ФПК при Челябинском государственном педагогическом университете, где проработал до 1991 г. С 1991 г. переехал в Калининград, где был избран профессором кафедры педагогики начального образования Калининградского государственного университета.

Параллельно работал в Балтийской государственной академии РФ. В течение 6 лет на базе педагогического лицея № 18 г. Калининграда руководил масштабным комплексным экспериментом по созданию школы развивающего образования. В 1995 г. разработанный им проект школы развивающего обучения получил от Фонда Сороса Гран-при 3-й степени.


ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АНСАМБЛЕЙ
Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного
института повышения квалификации работников
образования, кандидат педагогических наук, доцент,
заслуженный учитель школы Российской Федерации,
г. Псков
«Бывают странные сближенья…», – заметил великий Александр Сергеевич Пушкин. И эти сближенья Юрия Анатольевича Конаржевского с Псковской землей состоялись не однажды: и в обстоятельствах великих сражений, и значимых преобразований. В 1944 году он воевал за освобождение территории нашей области от фашистских захватчиков. А в 1992–1997 годах Юрий Анатольевич обучал управленцев образования – начальников и специалистов управлений образования, директоров школ и их заместителей – теории и практике педагогического менеджмента, организации и системному анализу развивающего урока. Именно от профессора Конаржевского наши педагоги впервые получили не описательные, а научные определение и характеристику инноваций в образовании, их типологию, критерии и показатели.
Казалось бы, что особенного: приехал профессор из Калининграда лекции почитать… Но уже в конце первого дня занятий аудитория поняла, что стала соучастником умно организованного процесса открытия новых знаний, базирующихся на их прошлом опыте, который начинает переоцениваться и трансформироваться в нечто значимое и интересное.Одним из главных достоинств Ю.А. Конаржевского как лектора, как преподавателя было его умение и стремление сделать свою аудиторию умнее, дать каждому педагогу возможность почувствовать себя именно в данный момент равноправным участником преобразования педагогической практики. Его хотели слушать! Наверное, поэтому в перерывах между лекциями Юрий Анатольевич всегда был окружен слушателями, каждый из которых его мнением хотел подтвердить правоту своей позиции или снять сомнения, противоречия. А после лекций неизменно следовало продолжение – теперь уже в виде обмена суждениями, в виде дискуссии. Иногда возникали разногласия во взгляде на ту или иную проблему между самими педагогами, и тогда Юрий Анатольевич оказывался в роли третейского судьи. Ему верили и соглашались; если не принимали точку зрения профессора, то возражали. И тогда наступал «момент истины»: профессор давал развернутые ответы, а дискутанты приходили к мнению, что над этим надо думать.
Думать – это главный призыв Юрия Анатольевича, адресуемый аудитории. «Давайте поразмыслим вместе», – постоянно призывал он во время лекций, практикумов, «круглых столов». И постоянно давал аудитории возможность высказаться, поделиться сомнениями, задать вопросы по ходу лекции, не дожидаясь ее окончания: неотвеченный вопрос или иное мнение не должны мешать восприятию других идей и фактов. Это редкостное качество личности и позиция преподавателя. Призывая к сотворчеству в школьной практике, профессор собственной деятельностью показывал, как это делать, формируя единомышленников.Профессор Конаржевский научил псковских управленцев главному – методологическим принципам педагогического анализа деятельности школы, технологиям оперативного, тематического, итогового анализа. Он намного раньше, чем это стало постулироваться в педагогической теории и практике, учил всех, кто его читал и слышал, приоритету системного подхода к управлению школой. Целесообразность аналитического прогноза, составление программ развития школы, определение цели ее деятельности, видение места учителя и ученика в процессе реализации программы, сочетание индивидуальных и коллективных ценностей – этими знаниями вооружал Юрий Анатольевич псковских педагогов.
Лекторское мастерство Ю.А. Конаржевского безусловно и широко известно не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Мне представляется, здесь проявлялись и его эрудиция, и его огромный творческий потенциал, и творческая одаренность, и постоянная непрекращающаяся работа над концепциями, программами, текстами книг, статей, лекций. Ему всегда удавалось держать внимание и интерес аудитории ровно столько, сколько необходимо, чтобы слушатели поняли преподносимую им идею, приняли ее и захотели следовать советам Мастера и Учителя.
Профессор Конаржевский не просто преподавал, не только, наряду с теорией, передавал свой огромный практический опыт, но и формировал своих слушателей и читателей в надежде, что перед ним личности достойные и понимающие. Во время лекций он никогда не поучал свою аудиторию. Но всем содержанием материала, всей собственной позицией как-то пробегающими по лицу, выразительными жестами, он убеждал: не меньше, чем теорией и практикой управления, руководитель должен обладать нравственностью и высоким уровнем культуры. Для него это было важно. Это проявлялось и в его безукоризненных отношениях с окружающими, и в особой элегантности существования, и в том, как много, выразительно и всегда педагогически оправданно он приводил цитаты из классической и современной прозы и поэзии. Далеко не всем лекторам это удается – Юрий Анатольевич и в этом был искусен и безупречен.
Авторитет Ю.А. Конаржевского в научной среде, степень его влияния не только на начинающих, но и признанных исследователей, влияние его книг и других публикаций широко известны. Как известны его интеллигентность, сдержанность, умение соответствовать ситуации, особое умение видеть талантливых людей и восхищаться ими. Думаю, что именно так он обрел свою супругу Фаину Федоровну, которая своей заботой и самоотверженным служением, своей любовью и терпением сохраняла его для всех нас. От Фаины Федоровны я знаю, как особо значим для Юрия Анатольевича был День Победы, как в течение всего этого памятного дня он вспоминал своих погибших друзей-товарищей, всех их он вспоминал поименно… Его непоказная, ненавязчивая гражданственность проявлялась и во время занятий, поскольку профессор читал лекции псковским управленцам в годы безвременья и всеобщего ниспровержения идеологии, а заодно – принятых и привычных норм и идеалов, авторитетов и ценностей. В то время услышать взвешенный совет, получить приемлемый вектор развития, получить выверенные критерии и показатели инноваций и определить рамки зкспериментальной работы – это дорогого стоит.
Сильной стороной творчества Ю.А. Конаржевского является постоянная связь теории с практикой, точнее было бы сказать, – прочная выверенность теории самой живой и достоверной практикой, живым опытом. Такова главная книга его жизни «Система. Урок. Анализ». Даже в не столь длительные приезды в Псков он успевал познакомиться с рядом псковских школ, опытом проведения уроков развивающего типа у самых сильных учителей начальных классов. Его неизменно привлекали незаурядные личности директоров, завучей, которые в те годы неординарно и дерзко формировали псковскую инновационную школу.
В 1996 году в Пскове проходил очередной Всероссийский слет победителей российских и региональных конкурсов «Учитель года». За пять дней слета его участниками были показаны интереснейшие уроки, прошли встречи с министром общего и профессионального образования, были проведены дискуссии, заседания тематических «круглых столов», научно-практическая конференция по инновационной педагогической деятельности. Юрий Анатольевич был самым активным и заметным участником слета. К его комментариям происходящего постоянно обращались члены оргкомитета, его мнение было значимо для самих конкурсантов-победителей, его выступление для участников слета было признано ими самым ярким событием прошедшей недели.
Осип Мандельштам писал вслед ушедшим, вслед уходящим: «Нам остается только имя –чудесный звук, на долгий срок». Но это не о Юрии Анатольевиче Конаржевском, потому что осталась дифференцированная им наука управления, в которую вошли обоснованные им понятия инновационного менеджмента, системного анализа во внутришкольном управлении, остался реализованный его учениками, единомышленниками и последователями новый подход к выполнению управленческих функций, прежде всего к педагогическому анализу. И замечательно, что в предлагаемом сборнике прозвучат голоса продолжателей научных и практических идей Ю.А. Конаржевского.
В дни проведения II Всероссийских Конаржевских чтений пройдет открытие мемориального кабинета Юрия Анатольевича Конаржевского в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования. Для нас огромная честь, ответственность и стимул к работе – решение супруги Юрия Анатольевича Фаины Федоровны Конаржевской передать рабочий кабинет в наш институт. Хотелось бы надеяться, что для молодых и опытных управленцев мемориальный кабинет Ю.А. Ко-наржевского станет творческой лабораторией, своего рода ежедневно необходимой мастерской. В этой мастерской им предстоит осваивать все, что является творческим наследием Ю.А. Конаржевского, без знания которого невозможно эффективное управление современной школой, представляющей собою не просто объединение творческих индивидиуальностей, а единый талантливый педагогический ансамбль.





Комментариев нет:

Отправить комментарий